Как в бухучете отразить благотворительную помощь

Порядок бухгалтерского и налогового учета благотворительной помощи

По письменной просьбе некоммерческой организации ей оказана благотворительная помощь — коммерческой организацией передано дозиметрическое оборудование (собственного производства), общая стоимость которого — 6000 рублей. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета в данной ситуации у коммерческой организации (общий режим налогообложения)?

В соответствии с Федеральным законом РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

При этом благотворительная помощь оказывается только на цели, перечисленные в Законе N 135-ФЗ, и только физическим лицам либо некоммерческим организациям (п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ), которые могут создаваться, в частности, в форме общественных или религиозных организаций (объединений), для достижения социальных, благотворительных, культурных, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется, в частности, в целях:

  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта.

Таким образом, на наш взгляд, собственную продукцию, которую организация передает Центру искусства физической культуры детей инвалидов, следует рассматривать как благотворительную помощь.

К договору об оказании благотворительной помощи наиболее близок договор дарения, в частности такая его разновидность, как пожертвование.

Правила оформления этих видов договоров установлены в главе 32 ГК РФ.

Так, согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Обратите внимание: учитывая, что в рассматриваемой ситуации дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, договор дарения, по которому перечисляются денежные средства, должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет считаться ничтожным (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 и п. 1 ст. 39 НК РФ в целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения.

Налоговая база при безвозмездной передаче определяется исходя из рыночных цен в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

Подпункт 3 п. 3 ст. 39 НК РФ предусматривает, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, безвозмездная передача готовой продукции (дозиметрического оборудования) некоммерческой организации не облагается НДС (отсутствует объект налогообложения), но только в том случае, если такая продукция передается на реализацию уставных целей некоммерческой организации.

Кроме того, при безвозмездной передаче нужно иметь в виду, что ст. 149 НК РФ определены операции, которые на территории РФ не подлежат обложению НДС. Так в соответствии с пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров.

Однако для применения освобождения от обложения НДС должны быть соблюдены определенные требования:

1. Передача имущества в рамках благотворительности должна осуществляться строго в целях, поименованных в п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ (письма МНС РФ от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, УФНС РФ по Московской области от 14.09.2006 N 21-22-И/1096).

2. У организации имеются документы, свидетельствующие о правомерности применения льготы (письмо УФНС РФ по г. Москве от 02.08.2005 N 19-11/55153). По мнению налоговых органов, необходимо наличие:

  • договоров (контрактов) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;
  • копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • актов и других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

В то же время арбитражные суды отмечают, что для подтверждения факта получения средств в рамках благотворительной помощи достаточно письма от получателя с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежного поручения о перечислении благотворителем средств (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2005 N А56-11300/2005).

Таким образом, даже в том случае, если безвозмездная передача готовой продукции некоммерческой организации будет признана объектом налогообложения (например передача не в уставных целях), в случае благотворительного характера такой передачи применяется льгота, предусмотренная пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, и обязанности исчислять НДС не возникает.

Здесь считаем необходимым напомнить, что согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции, предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от такого освобождения. Соответствующее заявление об отказе должно быть представлено в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

В рассматриваемом случае заявление для отказа от освобождения по пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ следовало представить в налоговый орган не позднее 1 июля 2010 года. Если такого заявления организация в налоговый орган в указанные сроки не предоставила, то при оказании благотворительной помощи в III квартале 2010 года (в случае, если безвозмездная передача готовой продукции некоммерческой организации будет признана объектом обложения по НДС) организации следует иметь в виду, что у нее возникает необходимость ведения раздельного учета по НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ). Напомним также, что при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не принимаются (письмо Минфина России от 03.08.2009 N 03-07-07/60).

Итак, полагаем, что в рассматриваемой ситуации начислять НДС на стоимость переданной центру искусства физической культуры детей инвалидов готовой продукции не нужно.

Однако следует иметь в виду, что при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Следует также учитывать, что при передаче собственной продукции в рамках оказания благотворительной помощи может встать вопрос о необходимости восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету по товарам (работам, услугам), использованным для изготовления данной продукции. Подробнее данную проблему Вы можете изучить, ознакомившись с ответом службы правового консалтинга на вопрос: Производственная организация (общий режим налогообложения, ПБУ 18/02 не применяется), оказала благотворительную помощь храму готовой продукцией (изделия из гранита) на сумму в размере 77 000 рублей. Материалы для изготовления продукции списываются со склада по средней фактической стоимости, в связи с чем в целях восстановления НДС достаточно сложно определить, к каким поставкам относится указанный материал. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете благотворительную помощь? Надо ли выделять НДС, как его восстановить? Какими документами оформить отгрузку?

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей.

Таким образом, затраты, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, в том числе, в виде стоимости переданной готовой продукции, в расходах при исчислении налога на прибыль не учитываются.

Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40, УФНС РФ по г. Москве от 15.11.2005 N 20-12/85449, от 30.06.2004 N 26-12/43525.

Бухгалтерский учет

При безвозмездной передаче готовой продукции увеличения экономических выгод у организации не происходит, соответственно, дохода в бухгалтерском учете не возникает (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Учитывая, что расходы в виде стоимости безвозмездно переданной готовой продукции не связаны с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), их стоимость учитывается в составе прочих расходов организации (п. 12 ПБУ 10/99). Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов), для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы». Прочие расходы учитываются на субсчете «Прочие расходы» счета 91.

При этом расходы в бухгалтерском учете признаются независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы (п. 19 ПБУ 10/99). Таким образом, стоимость переданной в рамках благотворительной помощи готовой продукции списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы».

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 43

— 6000 рублей — стоимость переданного в рамках благотворительной помощи дозиметрического оборудования отнесена на прочие расходы.

Читайте также  Как выглядит свидетельство огрн юридического лица

В связи с тем, что, в отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете стоимость переданной в рамках благотворительной деятельности готовой продукции в расходах не учитывается, в бухгалтерском учете возникают постоянные разницы, которые образуют постоянные налоговые обязательства (п. 4 и п. 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»):

Дебет 99 Кредит 68

— 1200 рублей — отражено постоянное налоговое обязательство (6000 рублей х ставку налога на прибыль (20%)).

Лазукова Екатерина,
Мельникова Елена,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Статья опубликована в журнале
«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях»
№ 4 февраль 2011 год

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Федеральным законом РФ от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  4. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Бухгалтерский учет при оказании благотворительной помощи

  • Законодательные основы благотворительной помощи
  • Отчетность благотворительного фонда
  • Как оформить благотворительную помощь, полученную от юридического лица или гражданина?
  • Как отразить оказание благотворительной помощи в проводках?
  • НДС при выбытии основного средства в качестве благотворительной помощи
  • Итоги

Законодательные основы благотворительной помощи

Благотворительная деятельность в нашей стране регулируется законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ. Она должна быть добровольной, может осуществляться всеми лицами, как юридическими, так и физическими, в адрес любых лиц в форме:

  • передачи имущества и денежных средств;
  • безвозмездного выполнения работ или услуг;
  • иной поддержки.

Благотворительная деятельность должна соответствовать целям, перечисленным в ст. 2 закона 135-ФЗ. Законом обеспечивается беспрепятственное ведение благотворительных операций по свободному выбору благотворителя. Физлица или юрлица также могут создавать благотворительные организации, одним из видов которых является благотворительный фонд. Благотворительный фонд является некоммерческой организацией (НКО) и действует в соответствии с законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Все НКО должны вести бухучет и составлять отчетность согласно ст. 32 закона 7-ФЗ. Бухгалтерская отчетность предоставляется учредителям, в налоговые органы, в органы госстатистики, а также ежегодно (для выполняющих функции иностранного агента — раз в полгода) публикуется в интернете или СМИ.

Отчетность благотворительного фонда

Учет благотворительной помощи в бухгалтерских проводках и составление отчетности в благотворительных фондах организуется на основании закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Состав бухотчетности для благотворительного фонда (п. 2 ст. 14 закона 402-ФЗ):

  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о целевом использовании средств,
  • приложения к ним.

Закон 402-ФЗ дает НКО послабление в виде права применять упрощенные способы ведения бухучета и отчетности (подп. 2 п. 4 ст. 6), при этом нельзя забывать об исключениях, данных в п. 5 ст. 6, под которые может попасть организация. Полноценные и упрощенные формы отчетности можно найти в приказе Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 32 закона 7-ФЗ благотворительный фонд подпадает под обязанность отчитываться перед Минюстом. Формы отчетов утверждены приказом Минюста РФ от 16.08.2018 № 170.

Узнать об упрощенной отчетности, актуальной для благотворительных фондов, можно из статьи «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий».

Как оформить благотворительную помощь, полученную от юридического лица или гражданина?

Особенностью учета в благотворительных фондах является то, что для отражения некоммерческой благотворительной деятельности не используются счета финансовых результатов, а в ход идет счет 86 «Целевое финансирование».

Как оформить благотворительную помощь от юридического лица? Доходы по некоммерческой деятельности могут быть в виде пожертвований, членских взносов или прочих платежей на уставную деятельность, их отражаем проводками:

отражена дебиторка по поступлению благотворительного взноса

поступили деньги на некоммерческую уставную деятельность фонда

К 86 счету открываются субсчета в зависимости от вида поступлений. Если поступлением являются не деньги, а основные средства, которые будут использоваться в уставной деятельности:

безвозмездно получено ОС (по рыночной стоимости)

ОС введено в эксплуатацию

использовано целевое финансирование

начислен износ по объекту ОС

При получении материалов для ведения уставной деятельности делаются проводки:

отражена дебиторка по поступлению благотворительного взноса

Использование поступивших средств показывается по дебету счета 20, а если средства направлены на содержание благотворительного фонда, то по дебету 26 счета:

отражены затраты на некоммерческую уставную деятельность фонда

затраты покрыты целевым финансированием

Если благотворительный фонд ведет предпринимательскую деятельность, то прибыль от нее относится на ведение благотворительной деятельности проводкой Дт 84 Кт 86.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас зафиксированы бухпроводки при безвозмездном получении пожертования. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Как отразить оказание благотворительной помощи в проводках?

Как отразить в бухгалтерском учете благотворительную помощь? Расходы на благотворительность в обычной коммерческой организации являются прочими. Кроме того, они не учитываются при налогообложении прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ), поэтому в бухучете возникает ПНО. Бухгалтер должен сделать такие проводки:

  • Дт 91.1 Кт 76 — показаны расходы на благотворительность;
  • Дт 76 Кт 51 — перечислены деньги на благотворительность;
  • Дт 99 Кт 68 субсчет «Налог на прибыль» — показано ПНО.

В следующем примере рассмотрим ситуацию по передаче в рамках благотворительности основного средства.

ООО «Первоцвет» в марте 20ХХ года приобрело копировальный аппарат стоимостью 75 000 руб., включая НДС 12 500 руб. В июне аппарат был передан благотворительному фонду для реализации определенной программы. Амортизационные начисления за период эксплуатации равны 10 593 руб. В марте 20ХХ года в учете сделаны записи:

Как в бухучете отразить благотворительную помощь

Дата публикации 04.07.2019

Из положений пп. 37, 40 СГС «Доходы» следует, что при поступлении основных средств и материалов в качестве пожертвования (если договором установлены условия при передаче активов) в учете отражаются доходы будущих периодов. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода.

Инструкция № 174н не содержит корреспонденций по отражению пожертвований имущества (основных средств и материалов) от физических лиц на счете 401 40. Какими проводками бюджетное учреждение должно отражать пожертвования основных средств с амортизацией и материалов при передаче актива на условиях и без условий? Какой аналитический код доходов применять к счетам 2 401 Х0 191 — 2 401 Х0 199?

В соответствии с п. 6 СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее — СГС «Доходы»), условия при передаче активов — это условия, которые устанавливаются передающей стороной. Будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем по целевому назначению, включая достижение установленных результатов. При невыполнении условий активы должны быть возвращены полностью или частично передающей стороне.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования (п. 5 ст. 582 ГК РФ).

Таким образом, имущество, полученное в результате пожертвования с условиями при передаче активов, должно быть использовано учреждением в соответствии с назначением, указанным жертвователем. В свою очередь, имущество, предоставляемое без условий при передаче активов, используется учреждением в соответствии с назначением этого имущества.

В силу п. 7 СГС «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, получение имущества по договору пожертвования относится к необменным операциям. Порядок признания доходов от необменных операций (кроме перечисленных в пп. 13, 19, 25, 32 СГС «Доходы») урегулирован пп. 36 — 43 СГС «Доходы».

При безвозмездном получении имущества (кроме денежных средств), переданных без условий, прочие доходы от необменных операций признаются в учете доходами текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений по факту получения имущества от передающей стороны (п. 39 СГС «Доходы»).

Доходы от безвозмездно полученных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов от безвозмездных поступлений признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений (п. 40 СГС «Доходы»).

Таким образом, при передаче актива без условий в бухгалтерском учете отражаются доходы текущего года. В случае передачи активов с условием в бухгалтерском учете отражаются доходы будущих периодов.

В соответствии с п. 150 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), объекты имущества (кроме денежных средств), полученные учреждением в виде дара, пожертвования, принимаются к учету по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 10 100, 2 401 40 100 и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 2 100 00 000, 2 200 00 000. Основанием служат договор, акт приема-передачи (акт дарения), подтверждающие безвозмездность передачи благотворителем имущества и факт получения объектов.

При этом в пп. 9, 34 Инструкции № 174н не предусмотрено принятие к учету объектов нефинансовых активов в корреспонденции со счетом 401 40 (кроме объектов учета операционной аренды). Безвозмездное получение имущества отражается в корреспонденции со счетом 0 401 10 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».

В вопросе учета поступления имущества по договору пожертвования с установленными условиями при передаче актива есть неопределенность. В связи с этим рекомендуем согласовать вариант отражения в бухгалтерском учете поступления активов при таких условиях с применением доходов будущих периодов или доходов текущего года в соответствии с п. 4 Инструкции № 174н. В случае принятия решения о применении счета 401 40 необходимо также согласовать дальнейший порядок (условия) отнесения доходов будущих периодов на доходы текущего года.

По нашему мнению, в общем случае поступление нефинансовых активов в результате пожертвования может отражаться в корреспонденции со счетом 0 401 10 190. Такой порядок допустим, если имущество будет использоваться в общеполезных целях в соответствии с назначением имущества, т.е. жертвователь не устанавливает целевые (измеримые) показатели для использования имущества или результаты, которых необходимо достичь. Если такие показатели установлены, следует применять счет 0 401 40 190.

Согласно п. 9.9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н), статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления» КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ в зависимости от характера поступлений (текущий или капитальный), а также от отправителя.

При этом под расходами для целей капитальных вложений подразумеваются расходы, предназначенные для формирования или увеличения стоимости объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов (п. 7 Порядка № 209н).

Поскольку в рассматриваемой ситуации объекты пожертвования поступают от физических лиц, в разрядах 24 — 26 номера счета бухгалтерского учета 401 10 применяются:

    • подстатья 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц» КОСГУ — для отражения поступления объектов основных средств (п. 9.9.7 Порядка № 209н);
    • подстатья 193 «Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от физических лиц» КОСГУ — для отражения поступления материальных запасов (п. 9.9.3 Порядка № 209н).
Читайте также  Как рассчитывается преданность компании в оао ржд

Пунктами 21.1, 21.2 Инструкции № 157н, п. 2.1 Инструкции № 174н предусмотрено, что в разрядах 1 — 17 номера счета бюджетные учреждения отражают:

    • в разрядах 1 — 4 — коды раздела, подраздела расходов бюджета;
    • в разрядах 5 — 14 — нули, если иное не установлено учетной политикой;
    • в разрядах 15 — 17 — аналитический код вида поступлений — доходов, иных поступлений или аналитический код вида выбытий — расходов, иных выплат, в т.ч. по погашению заимствований, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).

Счет 401 10 не входит в число исключений, перечисленных в п. 2.1 Инструкции № 174н, поэтому его номер формируется в общем порядке.

Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации утвержден приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее — Порядок № 132н). Однако положениями Порядка № 132н не предусмотрено соответствующей аналитической статьи подвида доходов бюджета для статьи 190 КОСГУ. Порядок № 132н применяется только в части кассовых операций. В рассматриваемой ситуации осуществляется движение нефинансовых активов (основных средств либо материальных запасов). Соответственно, учреждение может предусмотреть иной порядок формирования разрядов 1 — 17 номера счета к счету 0 401 10 190.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации при формировании разрядов 1 — 17 номера счета 401 10 может быть использован подход, содержащийся в подп. «е» п. 3.1 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 №№ 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932:

    • в разрядах 1 — 4 указываются коды раздела, подраздела;
    • в разрядах 5 — 17 — нули.

Поступление объектов основных средств и материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц без условий при передаче активов может быть отражено записями:

Дебет КРБ 2 101 ХХ 310 Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 10 197 — получен объект основных средств в результате пожертвования от физических лиц (п. 9 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 105 ХХ 34Х Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 10 193 — получен объект материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц (п. 34 Инструкции № 174н).

Поступление объектов основных средств и материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц с условиями при передаче активов (если установлены целевые (измеримые) показатели для использования имущества или результаты, которых необходимо достичь), может быть отражено записями:

Дебет КРБ 2 101 ХХ 310 Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 40 197 — получен объект основных средств в результате пожертвования от физических лиц (п. 150 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 105 ХХ 34Х Кредит КДБ ХХХХ0000000000000 2 401 40 193 — получен объект материальных запасов в результате пожертвования от физических лиц (п. 150 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 401 40 197 Кредит КДБ 2 401 10 197 — списаны доходы будущих периодов на доходы текущего года в части основных средств (п. 158 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 401 40 193 Кредит КДБ 2 401 10 193 — списаны доходы будущих периодов на доходы текущего года в части материальных запасов (п. 158 Инструкции № 174н).

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно, в т.ч. по договору пожертвования), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (справедливая стоимость), увеличенная на стоимость услуг по доставке, регистрации и приведению их в состояние, пригодное для использования. Это установлено п. 25 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), п. 22 СГС «Основные средства». Оценка справедливой стоимости должна быть документально подтверждена.

Методом определения справедливой стоимости в рассматриваемом случае будет метод рыночных цен (п. 54 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, далее — СГС «Концептуальные основы», п. 25 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 55 СГС «Концептуальные основы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.

Данные о действующей цене на безвозмездно полученные нефинансовые активы должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем. Согласно п. 59 СГС «Концептуальные основы» при определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов могут быть использованы:

    • данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
    • сведения об уровне цен, имеющиеся в средствах массовой информации;
    • экспертные заключения (в т.ч. экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов).

Таким образом, нефинансовые активы, полученные по договору пожертвования, принимаются к бухгалтерскому учету по справедливой стоимости. Порядок определения справедливой стоимости и его документальное оформление следует закрепить в учетной политике.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

5 правил учета пожертвований для бухгалтера бюджетного учреждения

У бюджетных учреждений может быть несколько источников дохода. Основным является целевое финансирование. Дополнительными – коммерческая деятельность в рамках ограничений, установленных действующим законодательством, и пожертвования. Принимаются они без чьего-либо разрешения или согласия (ГК РФ ст. 582).

К числу пожертвований относятся денежные средства и имущество, переданное учреждению на безвозмездной основе для использования в общественно полезных целях. Жертвовать могут юридические, физические лица. А принимать пожертвования – любые бюджетные учреждения медицинского, образовательного, социального, научного профиля.

Какие правила следует соблюдать бухгалтеру, чтобы избежать ошибок при учете таких поступлений?

1. Ведите раздельный учет

Согласно упомянутой выше ст. 582 ГК РФ, юрлица, принимающие пожертвования, должны вести отдельный учет операций, связанных с использованием пожертвованных средств и имущества. Если первичные документы (договоры) указывают на цели использования пожертвований, этим целям необходимо следовать.

Отсутствие раздельного учета – грубое нарушение ПБУ и действующего законодательства. Ошибки обязательно обнаружатся при проверке, возникнут вопросы у контролирующих органов, бюджетное учреждение и должностные лица будут вынуждены платить штрафы.

Действующее законодательство не дает четких указаний по организации раздельного учета. Бухгалтерии бюджетного учреждения предстоит руководствоваться ПБУ, нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения учета, самостоятельно решать, какие использовать регистры.

2. Расходуйте пожертвования согласно локальным НПА

Бюджетные учреждения находятся под особым контролем. Во избежание споров следует позаботиться о подтверждении целевого использования пожертвованных средств, имущества. Порядок их использования рекомендуется закрепить в локальных нормативно-правовых актах. Там же стоит перечислить документы, подтверждающие обоснованность операций с пожертвованным имуществом и денежными средствами.

3. Не пренебрегайте отчетностью

Отчитываться об использовании целевых пожертвований бюджетное учреждение должно прежде всего перед тем, кто передал ему средства или имущество. Отчетность для учредителя обязательной не является. А вот отчетность для налоговой как раз наоборот.

О целевом использовании полученных благотворительных пожертвований бюджетное учреждение отчитывается по окончании налогового периода. Соответствующие сведения включаются в декларацию по налогу на прибыль (НК РФ ст. 250). В составе доходов суммы пожертвований не учитываются. Но для этого должны быть соблюдены определенные условия:

Средства классифицируются как пожертвование, оформлен договор с благотворителем.

Пожертвование является целевым.

Бухгалтерия бюджетного учреждения ведет раздельный учет расходов и доходов по целевым средствам.

Если хотя бы одно условие не соблюдено, поступления включаются в состав доходов при налогообложении прибыли организации.

4. Признавайте текущие доходы правильно

Давайте рассмотрим это правило на примере из практики.

Бюджетная организация получает ежемесячные пожертвования (например, взносы родителей в школе). Они являются целевыми, цели использования указаны в договорах с благотворителями. Поступления бухгалтер учитывает по Дт2.205.55 155Кт2.401.40.155. Когда специалисту относить пожертвования на счет 401.10?

Согласно действующему законодательству, основанием для признания доходов является достижение цели, на которую произведено пожертвование. Обязательным является документальное подтверждение этого факта. Есть первичка? Оформляйте бухгалтерскую справку для отражения текущих доходов.

Важно: форму подтверждающего документа бюджетная организация должна определить учетной политикой.

5. Ориентируйтесь в видах финансового обеспечения

Нередко как пожертвование учитывается то, что им не является. Также довольно часто встречаются ошибки определения финансового обеспечения и нарушение законодательства о благотворительности. Последнее особенно актуально для учреждений, в которых есть регулярные взносы. Если сумма этих взносов фиксированная и утверждена локальными НПА, это, согласно письму Минобрнауки №ВК-2227/08 от 09.09.2015, нарушает нормы ФЗ №135 от 11.08.1995.

Если возникают сложности с определением вида финансового обеспечения, классификацией безвозмездных целевых поступлений, обращайтесь к специалистам. Ошибки при распределении доходов по видам деятельности бюджетного учреждения могут дорого обойтись. Приведем в пример финансирование литературной премии физлицом-нерезидентом. Средства переданы безвозмездно, с условием целевого использования в бюджетном учреждении. У бухгалтера возникли вопросы относительно выбора КОСГУ, классификации взноса (пожертвование, спонсирование и т.п.), оформления бухгалтерской первички.

Обратимся к нормативно-правовой базе. Порядок №209н указывает на необходимость применения КОСГУ только для юридических лиц при получении поступлений (пожертвований, грантов) от нерезидентов.

Что касается первичных документов, рекомендуется заключить стандартный договор пожертвования. Он станет основанием для признания доходов.

А теперь еще немного практики

Давайте разберемся, как отражаются в бухучете средства, поступившие на счет учреждения и являющиеся пожертвованиями. Согласно нормативным требованиям и разъяснениям Минфина, для учета таких средств применяется КФО 2.

Особое внимание обратить бухгалтеру рекомендуется на условия пожертвований. Если безвозмездные поступления условий не имеют, их следует признавать доходами текущего отчетного периода. Учреждение получило пожертвование с определенными условиями? Признавайте их в бухучете как доходы будущих периодов. В проводках, соответственно, будут использоваться разные счета. Для пожертвований с условиями актуально отражение по мере реализации условий. Средства относятся на доходы текущего периода. Операция подтверждается проводкой Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Х.

Подведем итоги

Если бюджетное учреждение рассчитывает на пожертвования, спонсорские взносы, включая регулярные нефиксированные, порядок приема платежей, использования средств, подтверждения их получения необходимо закрепить в учетной политике.

Получая деньги и имущество от благотворителей, необходимо вести раздельный учет. Если он не организован, следует как можно скорее исправить ошибку.

Организация раздельного учета требует от бухгалтеров соответствующих компетенций. Возникают проблемы и вопросы? Передайте организацию, ведение учета на аутсорсинг. Специалисты возьмут на себя решение актуальных задач, выполнят необходимые операции с учетом специфики сферы деятельности учреждения, его статуса и необходимости использовать специальные счета, формы отчетных документов. Профессиональный раздельный бухучет в бюджетном учреждении минимизирует риск ошибок и связанных с ними финансовых, юридических санкций.

Читайте также  Как узнать конец срока лишения водительских прав

Что нужно учесть, оказывая благотворительную помощь

Сегодня как никогда актуален вопрос о благотворительной помощи. Огромное число бизнесменов оказывают безвозмездную помощь гражданам, благотворительным организациям и лечебным учреждениям: делают денежные пожертвования, предоставляют помещения, автомобили, бесплатные обеды, продукты питания, медицинские изделия, лекарства, средства индивидуальной защиты.

Безусловно, жизнь и здоровье людей являются определяющими факторами, и мало кто задумывается, какие налоговые последствия возникают для благотворителя. А они могут оказаться неприятным сюрпризом, если не учесть некоторые нюансы налогового законодательства, официальной позиции контролеров и судебной практики.

Так, если помощь оказывается в виде передачи денежных средств, вопрос о начислении НДС с такой передачи не возникает, это не признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей обложения данным налогом (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Не будет вопросов с начислением НДС и тогда, когда благотворитель использует специальный налоговый режим или освобожден от уплаты данного налога.

Если же передаются товары (выполняются работы, оказываются услуги), необходимо обратить внимание на документальное оформление данной помощи. В частности, норма подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС, если товары (работы, услуги) передаются в рамках благотворительной деятельности.

В то же время освобождение от НДС неприменимо, если речь идет о передаче подакцизных товаров (например, передаются дезинфицирующие средства). Не действует освобождение и в случае спонсорского взноса: он не является благотворительным пожертвованием, носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по оказанию услуг рекламного характера 1 .

При этом и Минфин России, и УФНС по г. Москве настаивают, что для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС необходимо представить следующие документы 2 :

  • договор о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу;
  • документы, доказывающие целевое использование полученного.

В отсутствие подтверждающих документов высок риск того, что благотворитель не сможет подтвердить право на освобождение от НДС.

Справедливости ради отмечу, что нормами гл. 21 НК РФ перечень таких документов не предусмотрен. В соответствии с нормами гражданского законодательства пожертвование является односторонней сделкой и не требует чьего-либо согласия на его принятие (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Это подразумевает, что оформление дополнительных двусторонних документов не требуется.

Судебная практика, в свою очередь, также неоднозначна. Одни суды исходят из того, что получение средств в рамках благотворительной помощи подтверждается письмом от ее получателя с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежным поручением о перечислении средств благотворителем 3 .

Другие считают 4 , что пожертвования в одностороннем порядке (без заключения договора) согласуются с положениями Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: передача товаров (услуг) осуществляется на основании соответствующих распоряжений и писем.

Учитывая противоречивость позиций официальных органов и судов, целесообразно все-таки формировать пакет документов, подтверждающих передачу товаров (работ, услуг) на благотворительные цели. Это поможет снизить риски и подтвердить смысл хозяйственной операции 5 . Конечно, к данному вопросу нужно подходить и с позиции экономической целесообразности.

Еще один немаловажный момент: если товары (имущество) были специально приобретены для целей благотворительности, то НДС, уплаченный при их приобретении, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (имущества) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если же такие товары (имущество) были приобретены для облагаемых НДС операций ранее и НДС по ним был принят к вычету, его придется восстанавливать в том налоговом периоде, когда товары (имущество) были переданы на благотворительные цели (п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако поскольку восстановленный НДС связан с благотворительной деятельностью (и не будет отвечать требованиям ст. 252 НК РФ для учета расходов), то учитывать его в составе прочих расходов (как предусмотрено в общих случаях по правилам подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) крайне рискованно. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в учете такого расхода для целей налога на прибыль будет отказано.

Также если доля расходов на необлагаемые операции превысит 5% в общей сумме расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ), возникает обязанность вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций и сумм «входящего» НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Это требование актуально и при осуществлении благотворительной деятельности 6 .

Кроме того, можно отказаться от применения данного освобождения на срок не менее года, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета не позднее первого числа налогового периода, с которого намерены отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Что касается налога на прибыль, то расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и трат, связанных с такой передачей, в составе затрат не учитываются, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ (п. 16 ст. 270 Кодекса) 7 . Исключений в отношении благотворительной помощи нормы гл. 25 НК не содержат.

Нельзя учитывать в составе расходов и суммы целевых отчислений, произведенных на содержание некоммерческих организаций (п. 34 ст. 270 НК РФ), а также средства и иное имущество, имущественные права, переданные на содержание некоммерческих организаций, включая благотворительную деятельность (подп. 4 п. 2 ст. 251 Кодекса).

Поскольку расходы на товары (работы, услуги), переданные в виде благотворительной помощи, не связаны с получением доходов, воспользоваться положениями подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (в части возможности учесть иные обоснованные внереализационные расходы) не получится.

Следует иметь в виду, что не могут быть приняты не только затраты на приобретение товаров (работ, услуг), переданных в благотворительных целях, но и амортизация по объектам основных средств за период их передачи в безвозмездное пользование, а также расходы на оплату труда (и страховые взносы) персонала, занятого в производстве переданных на благотворительность товаров (работ, услуг), и другие подобные расходы.

При исчислении единого налога при УСН (база «доходы минус расходы») действует аналогичное правило: расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, не принимаются 8 .

Законами субъектов РФ может быть установлено право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов, – применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 286.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что:

  • данное право должно быть предусмотрено законом субъекта Федерации (но не везде такие законы приняты);
  • пожертвования должны быть перечислены государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. То есть если помощь оказывается, например, непосредственно гражданам, применить вычет будет невозможно;
  • право на вычет распространяется не на все организации (это относится, например, к резидентам особых экономических зон, участникам региональных инвестиционных проектов, свободных экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития. Перечень таких организаций установлен п. 11 ст. 286.1 НК РФ).

Для благотворительных организаций законами субъектов Федерации могут быть также предусмотрены пониженные ставки налога, подлежащего зачислению в местные бюджеты (п. 1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы субъектом РФ был принят соответствующий закон и соблюдены условия для применения пониженной ставки, предусмотренные этим законом (такие законы приняты не везде).

Если благотворителем выступает физлицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), оно имеет право на получение социального налогового вычета (п. 3 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Реализовать данное право можно при соблюдении следующих условий:

  • вычет применяется только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть, например, индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД и патенте воспользоваться вычетом не смогут;
  • вычет предоставляется в сумме, направленной физлицом в течение года на благотворительные цели в виде денежной помощи определенным категориям получателей (благотворительным и религиозным организациям, НКО. Перечень и некоторые условия приведены в п. 1 ст. 219 НК РФ). Если помощь оказывалась гражданам, право на вычет не возникает;
  • нельзя заявить вычет и в том случае, если помощь оказывалась неденежными средствами 9 . Правда, есть примеры, когда суды не согласились с такой трактовкой 10 . В указанных случаях существует риск возникновения спора с налоговым органом;
  • вычет не может превышать 25% дохода, полученного физлицом за год.

Кроме того, не использованный в налоговом периоде остаток вычета на следующие налоговые периоды не переносится.

Законом субъекта Федерации может быть увеличен предельный размер вычета (но не более 30% суммы дохода физлица) и установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что в сложившихся тяжелых для экономики условиях одной из мер поддержки окажутся действия властей, которые путем снижения налогового бремени поддержат тех, кто в весьма сложных условиях проявил гражданскую ответственность, оказывая столь необходимую сейчас помощь.

Кроме того, на встрече с волонтерами, состоявшейся 30 апреля, Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости поддержки благотворительных организаций.

1 Письмо Минфина от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/72.

2 Письмо Минфина от 26 октября 2011 г. № 03-07-07/66, письма УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2009 г. № 16-15/126825, от 5 марта 2009 г. № 16-15/019593.1, от 2 августа 2005 г. № 19-11/55153.

3 Постановления ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16, от 9 января 2008 г. № КА-А40/13490-07-2 по делу № А40-74705/06-126-466, ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2005 г. по делу № А56-11300/2005.

4 См., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2005 г. № А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.

5 Постановления ФАС Поволжского округа от 10 ноября 2005 г. по делу № А55-2057/2005-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 августа 2013 г. по делу № А32-26727/2012.

6 Постановление ФАС Московского округа от 11 октября 2011 г. по делу № А40-138316/10-90-799.

7 См. также письма Минфина России от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40.

8 Пункт 2 ст. 346.16 НК РФ. См. также Постановление ФАС Уральского округа от 26 июня 2012 г. № Ф09-4813/12 по делу № А50-19121/2011, Письмо Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 03-04-14/06.

9 Письмо Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-04-05/8-78.

10 Постановления ФАС Уральского округа от 8 декабря 2008 г. № Ф09-9086/08-С2 по делу № А50-6933/08, Поволжского округа от 28 июня 2006 г. по делу № А12-29703/05-С51.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: